В 2009 году Маттео Борринииз Флорентийского университета (Италия) и его коллеги предъявилимиру средневекового «вампира». Но после ...


В 2009 году Маттео Борринииз Флорентийского университета (Италия) и его коллеги предъявилимиру средневекового «вампира». Но после неторопливых размышлений научное сообщество засомневалось в корректности такой интерпретации.

В ходе раскопок массового захоронения XVI в. на венецианском острове Лаццаретто Нуово были обнаружены останки женщины с кирпичом во рту. Г-н Боррини предположил, что это наиболее раннее археологическое свидетельство ритуала убийства вампира.

 

По словам учёного, представления о мертвецах, насылающих болезни, были особенно популярны в Европе в годы эпидемий чумы. Поскольку люди в такие периоды умирали часто, трупы подкладывали в только что засыпанные захоронения. Взору копателей и тех, кто пришёл проводить усопшего в последний путь, представала неприглядная картина: волосы и ногти у уже погребённых людей отросли, саван исчез, обнажив лицо, изо рта что-то сочится. Современную науку этим не удивишь, поскольку о волосах и ногтях давно известно, а саван на лице уничтожается химически активными жидкостями, образующимися в утробе при гниении и выходящими через пищевод и рот. Но у средневекового обывателя было только одно объяснение увиденному: усопший каким-то невероятным образом не умер окончательно и прогрыз саван.

Женщина скончалась около 1576 года, когда в Венеции свирепствовала чума, унёсшая жизни трети горожан — более чем 50 тыс. человек, в том числе знаменитого художника Тициана. Усопшую хоронили в саване — об этом свидетельствует положение ключицы. Кирпич во рту — попытка живых отвадить нежить от дальнейшего распространения чумы.

Г-н Боррини и его коллеги впоследствии опубликовали свою трактовку в Journal of Forensic Sciences, а также рассказали о ней в специальном документальном фильме.

Разобравшись что к чему, другие учёные теперь в открытую смеются над этой точкой зрения. По их мнению, совершенно очевидно, что кирпич попал в рот случайно. «Я нахожу удивительным, что рецензенты столь солидного журнала дали добро на публикацию подобного материала», — говорит физический антрополог Симона Миноццииз Пизанского университета (Италия).

Начать с того, что останки предполагаемого вампира окружают многочисленные камни, кирпичи и плитка. Кроме того, челюсти трупа часто раскрываются, и туда может попасть что угодно. Г-жа Миноцци приводит в пример случай со скелетом с другого венецианского кладбища — Лаццаретто Веккьо — с бедренной костью во рту.

Критики также отмечают, что положение ключицы можно объяснить теснотой гроба и что легенды о «пожирателях савана» (nachzehrer) ограничены Восточной Германией.

Г-жа Миноцци отмечает: «К сожалению, в последние годы это стало обычным делом в Италии. Вероятно, из-за сильного сокращения финансирования исследователи стремятся привлечь к себе внимание за счёт сенсационных открытий, которые зачастую имеют мало общего с наукой».

Ещё один скелет с кирпичом во рту, на этот раз из Пизы.